Тема 1. Методологические аспекты исторического познания - Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю



^ Тема 1. Методологические аспекты исторического познания

Федеральный уровень

Предмет исторической науки. Историческое сознание. Проблемы методологии истории; соотношение политических, экономических, духовных факторов в истории; роль религии и религиозных представлений. Новые подходы к проблеме «человек в истории»; история повседневной жизни, образ жизни и нравы; политические лидеры, полководцы и реформаторы в истории. Социальная история, взаимодействие революций и реформ. Критерии познания истории; типы и формы цивилизаций.

История России как неотъемлемая часть истории человечества. Основные закономерности и особенности мировой истории сквозь призму национальной российской истории. Воздействие русской истории на мировой процесс. Место и роль России, российской цивилизации и культуры в истории человечества.

Региональный уровень

Достижения и проблемы отечественного и мирового сибиреведения. Сибирские центры исторических исследований. Исторические научные школы в Сибири и Томске.

Университетский уровень

Научные исследования кафедры истории и политологии ТПУ.


^ Тема 2. Традиционное общество России в контексте древней и средневековой истории

Федеральный уровень

Проблема происхождения славян. Распад славянского единства. Этногенез восточных славян. Расселение восточных славян. Культура восточных славян. Проблемы социо- и политогенеза славян. Этнокультурные и социально-политические и экономические факторы становления русской государственности. «Норманская», «славянская» и другие концепции происхождения Киевской Руси. Социальный и политический строй древнерусского государства. Принятие христианства. Политическая децентрализация на Руси. Русь и Золотая Орда. Особенности формирования Русского централизованного государства. Московское государство в XVI-XVII вв.. Формирование традиционной русской культуры в IX-XVII вв.

Региональный уровень

Сибирь в древности. Присоединение Сибири. Развитие Сибири в XVI-XVIIвв.

Университетский уровень

Техносфера традиционного общества России.


^ Тема 3. Россия в условиях становления индустриального общества (XVIII-начало XX вв.)

Федеральный уровень

Индустриальный «вызов» Запада и традиционная Россия. Неизбежность модернизации России. Реформы Петра I и Екатерины II. Особенности общественно-политического, социально-экономического развития России в XVIII – первой половине XIX вв. Обострение проблемы модернизации в середине XIX в. Реформы Александра II и их последствия. Формирование «индустриальной реальности» в России. Особенности промышленной революции. Появление и развитие социальных слоёв индустриального общества. Расширение Российской империи. Общественные движения в эпоху раннего индустриализма. Развитие отечественной культуры. Реформы самодержавия. Революция 1905-1907 гг. Политические партии и их программы обновления государственного строя России. Государственная Дума и её деятельность в 1906-1916 гг. Участие России в Первой мировой войне. Революционный процесс в России в 1917 г. Приход к власти коммунистов.

Региональный уровень

Сибирь в составе Российской империи. Развитие Сибири в индустриальную эпоху.

Университетский уровень

Образование ТГУ и ТПУ. Формирование томских научных школ. Профессора и студенты ТТИ.


^ Тема 4. Советская Россия (окт. 1917 – 1991 гг.)

Федеральный уровень

Режим личной власти И.Сталина. Массовые репрессии. Внутренняя и внешняя политика правительства в 30-е гг. Великая Отечественная война, её итоги. Социально-экономическое и политическое развитие СССР во второй половине 40-х – начале 50-х гг. Международное положение СССР после окончания Второй мировой войны. Реформы 50 - 80-х гг. и их последствия. Распад Советского Союза и мировой системы социализма.

Региональный уровень

Сибирь в период социалистического строительства. НТР и Сибирь.

Университетский уровень

Перестройка работы ТТИ в период строительства социализма. Советская власть и судьба ученых университета. Достижения политехников в XX веке.


^ Тема 5. Посткоммунистическая Россия (1991 – 2009 гг.)

Федеральный уровень

Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Демонтаж советской системы и утверждение президентской республики. Конституционный процесс в постсоветской России. Политические партии и их программы обновления России. Политическая элита современной России. Федеральное собрание и его деятельность. Проблемы и трудности перехода к демократии и рыночной экономике. Внешняя политика Российской Федерации.

Региональный уровень

Место и роль Сибири в РФ. Сибирское общество в условиях перехода к демократии. Наука и образование в России и Сибири.

Университетский уровень

Перестройка деятельности ТПУ в условиях демократических реформ. Рождение новых традиций. Научные школы ТПУ на рубеже веков. ТПУ в научно-образовательном комплексе России и Сибири.


^ 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ (СЕМИНАРЫ)


Практический (семинары) раздел – 25,5 ч.


Тема


Кол-во часов

I.
Государство: предыстория, особенности образования и развития






2

2

Государственная раздробленность Древней Руси (XII –XIII вв.)




2

3
Объединение русских земель и образование Московского государства (конец ХIII–начало ХVI в.)






2

4
Российское государство в ХVI – ХVII вв.






2

5
XVIII в. – век модернизации и просвещения



2

6

Российская империя в первой половине XIX в.




2

7
Россия в эпоху освобождения



2

8

Реформы и революции в российском обществе в начале XX в.




2

9

Советская Россия в годы гражданской войны и иностранной интервенции




2

10
Советское государство в 20-е – начале 50-х гг. Занятие 1. Советское общество в 20 – 30-е гг. Занятие 2. СССР в годы второй мировой войны восстановления народного хозяйства.



3

11
Советское общество в 50-е – начале 80-х гг.



2

12
Проблемы модернизации советского и постсоветского общества в конце XX – начале XXI вв.



1,5

6842449571912877.html
6842657960025448.html
6842820429241812.html
6842861583870524.html
6842957946611281.html